Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Белка


Белка зимой не боится ни холода, ни ветра. С осени белка начинает готовиться к зиме. Так она в своем гнезде прячет орешки, на деревьях сушит грибы.

Свое гнездо белка утепляет мхами. Белка входит в гнездо и укрывается своим пушистым хвостом. Так и спит. Когда наступает тепло, выходит она из своего гнезда и начинает перепрыгивать с ветки на ветку.
Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Заяц


Жил один старик с очень красивой дочерью. К ним пришло очень много людей, чтобы посватать девушку. Просили ее, просили, а она не хочет ни за кого идти.

Говорит она:
- Узнайте мое имя: кто отгадает, за того и пойду. Последним пришел заяц. Заговорил заяц человеческим голосом:
- Я узнаю имя его дочери.
Узнал заяц, что имя ее было Индимиланко. Взял заяц ту девушку в жены.

Взял ее заяц в жены и привез в свою страну.
В его доме никого не было – заяц жил один. Он сказал:
- Девушку я в своем доме закрою.
Закрыл. Потом отправился на охоту, чтобы добыть еду. Поохотился семь дней и принес
срубленные ветки, дал их жене поесть.

Жена сказала:
- Я это не ем, найди мне другую еду. Я не ем веток.
Снова пошел заяц в тайгу. Ночевал там пять дней. Потом принес траву. Дал жене и говорит:
- Ешь.

Жена сказала:
- Я не ем траву, найди мне сохатого.

Опять пошел заяц в тайгу охотиться. Долгое время он пробыл там. Десять ночевок провел и пришел. Принес он жене поесть в мешке песок.
Жена говорит:
- Если ты не принесешь мне сегодня еды, я тебя оставлю.
Говорит заяц:
- Непременно найду.

Целый час плакал заяц и думал: «Как же я найду?»
Затем снова он пошел в тайгу. Переночевал три дня и вернулся.
Принес одну мышь. Не стала есть жена. Оставила его.

Отправилась женщина в тайгу. В тайге она встретила медведя.
Медведь сказал:
- Здравствуй, девушка, куда идешь?
Женщина сказала:
- Бросила зайца и вот иду.
Медведь сказал:
- Иди ко мне, я очень хороший охотник.
Женщина пошла к нему. Медведь привел женщину домой. Дом его очень хороший.
Привел медведь ее и пошел на охоту.
Переночевал одну ночь, пришел; одну рыбину добыл.
- Ешь это, - сказал.
- Поем это, - ответила женщина.
Съела и сказала:
- Добудь еще!

Охотился медведь, ночевал три дня, убил одного гуся. Съела его женщина.
- Еще промышляй. Сохатого добудь.
- Добуду.
Добыл одного сохатого медведь и принес. Итак, стали они жить вместе.
Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Иголка


В давние времена иголки дорого стоили. Трудно их было делать. Не все кузнецы умели ковать. Потеряют, бывало, женщины иголку и горько плачут.

Вот тоже потеряла одна женщина иголку и заплакала. Другая женщина пришла к ней и
спрашивает:
- Что ты плачешь? Ребенок что ли помер?
- Нет. Иголку потеряла.
Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Кукушка


Весной птички начинают вить свои гнезда и начинают высиживать яйца. Из яиц вылупляются птенцы. А кукушка не вьет себе гнездо.

Сама не высиживает своих птенцов. Она начинает искать чужие гнезда. Птички в поисках пищи на время оставляют свои гнезда. В эти гнезда кукушка подкладывает свое яйцо.

Птички возвращаются. В гнездах не замечают чужое яйцо. Так они начинают высиживать яйцо кукушки.

Кукушонок ведет себя агрессивно. Выталкивает из гнезда птенцов и остается один. Так
другие птички воспитывают кукушонка.
Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Лебедь и глухарь


Давно, давно жил один лебедь. Собрался тот лебедь в теплые края лететь. Все птички полетели. Один глухарь остался.

Плачет глухарь, просит лебедя:
- Возьми меня.

Лебедь говорит:
- Отстанешь. Я боюсь тебя брать.
- Не отстану.

Взял лебедь глухаря. Привязал за шею веревку да потащил. Летели, летели, глухарь стал отставать.
Говорит ему лебедь:
- Оставайся здесь.

Глухарь плачет:
- Возьми меня, не останусь здесь.

Лебедь говорит:
- Останься, я тебе дам свои белые перышки.

Дал лебедь свои белые перышки. Остался глухарь, плачет, даже веки покраснели от слез.

С тех пор в крыльях глухаря остались белые перышки.
Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Лиса и медведь


Однажды шел медведь. Увидел он спящую лису. Лиса и не почуяла, как подошел медведь.

Схватил медведь лису, тут только она и увидела медведя. Стала она говорить:
- Дедушка, дедушка, пожалей меня! Я расскажу тебе – это ведь мое дитя стучит, пойдем
его посмотрим!
- Ну, пойдем!

Пошли они, стали подходить поближе к пеньку и видят – стучит дятел. Спрашивает
медведь:
- Почему у него спинка пестрая?
- Это я его маленького на огне закляла, вот и стала его спинка пестрой.
- А не разрисуешь ли ты мою спину?
- Разрисовать-то что тут. Вот он стучит по спине и ему не больно.
- Если моя спина будет такой, тоже не будет больно? Хотя и заяц упадет на спину, не будет больно? Ну, как ты это хочешь сделать?
- Давай огонь большой разожжем, там ты свою спину и закалишь.
- Ладно, разожжем!

Разожгли огонь, лиса говорит:
- Наломай еще прутьев!
- Наломал медведь прутьев.

Лиса говорит:
- Ну, теперь ложись!
Лиса стала связывать медведю ноги прутьями.
- Ну, теперь попробуй порвать!

Потянул медведь и все прутья порвал. Говорит лиса:
- Плохие прутья ты принес. Пошли вдвоем наломаем прутьев!
Наломали. Говорит лиса:
- Ну, теперь ложись!

Улегся медведь, лиса стала связывать его ноги. Связала.
- Ну, теперь попробуй порвать!

Потянул медведь и не может порвать прутья. Вот теперь стала лиса медведя к огню
толкать. Огонь сильно горел. Едва-едва подтолкнула она медведя к огню, загорелась шерсть медведя. Застонал медведь:
- Жарища!

Говорит лиса:
- Сколько ни стони, теперь я тебя спалю, не сможешь больше ловить меня.

Стонал медведь в огне. Лиса же убежала.

Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Лиса обманула


Лиса шла и увидела медведя.
Сказала:
- Давай на скале заночуем!

Пошли на скале ночевать. Лиса улеглась спать позади медведя. Сказала:
- Медведь, подвинься дальше, я падаю.

Медведь со скалы покатился. Лиса, столкнув медведя со скалы, взяла сало и побежала.

Увидела волков. Волк спросил:
- Где взяла сало?
Лиса ответила:
- Я в наледь хвост свой опустила, к нему сало и прилипло.

Волки пошли, в наледь свои хвосты опустили.
Утром женщины за водой пошли. Увидели: на наледи волки сидят. Убежали бы волки да хвосты примерзли. Женщины давай их палками бить. Волки оторвали свои хвосты и убежали.
Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Надежды Прокопьевны Николаевой
Медведь и карась


Жил-был медведь. Однажды шел он по чаще и пришел к озеру. В озере он нашел сеть.
Взял он ту сеть. А там карась. Медведь хотел съесть карася. Карась взмолился:

- Не ешь меня. Ты живи в воде, а я на берегу озера. Кто из нас дольше пробудет – я ли? Ты
ли? Я на земле, ты в воде будешь. – Так и сделали. Медведь в воду залез, карась на берегу озера
остался.

Медведь долго в озере сидел, потом выскочилш. Отдохнув, отправился карася проведать.
Пошел он поглядеть – жив ли умер ли карась.
А карась спокойно лежал и спал.

Рассердился медведь, ударил карася лапой. Карась стал плоским, как лепешка. И теперь
карась плоский. И теперь сказки рассказывают, что карась был, как шар.
Текст читают: Юлиан Степанович Егоров и Ярослав Степанович Егоров – студенты ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова - под руководством старшего преподавателя ПО(СО)-14 кафедры «северной филологии» и ЯКНСВ РФ СВФУ им. М.К. Аммосова
Надежды Прокопьевны Николаевой
Сиротка и месяц


Стоял один орочен стойбищем, было у него много детей. Держал он сиротку. Этого сиротку очень ругали и порой ему не давали есть. Он ухаживал за оленями, рубил дрова. Однажды ночью говорят ему:

- Ведь Месяц светит, оленей надо пасти, волки оленей задавят.

Ушел сиротка с плачем к горам. Шел, шел, на сопку забрался. Глядит на Месяц и плачет. А Месяц далеко-далеко. Сел на колодину, взял в одну руку рукавицы и так долго сидел. Смотрит – Месяц будто приближается. Вот Месяц подошел к нему и говорит:
- Почему ты плачешь?
- Меня очень обижают. Нет-то у меня матери, нет и отца. Дают мне плохую одежду и очень
плохую еду. Месяц говорит ему:
- Так я возьму тебя, будешь жить у меня. Теперь уже не будут тебя обижать, не будешь
маяться.

Взял его Месяц.
Ищут сиротку. Шабаш – нет. Все думают: «Куда же он подевался». Нет и нет сиротки.

Однажды ночью к этому богатому оленеводу Месяц пришел. Пришел к нему и говорит:
- Это ты обижал мальчика, у которого не было ни отца, ни матери. Плохо ты делал. Я
пожалел этого мальчика и взял его к себе. Он будет вечно жить у меня. Теперь он увидит все народы, и ты сам его увидишь. Он стоит и держит свои рукавицы. За то, что ты обижал сиротку, будешь теперь плохо жить.

Действительно, тот орочен стал совсем плохо жить. Оленей его волки поели, а дети его болели и умирали. Пошел к шаману лечиться.

Говорит ему шаман:
- Ничего я не могу сделать, не могу тебе помочь, сам ты виноват. Ты обижал сиротку,
теперь все плохое от Месяца идет. Иди ты к бурятам, к ламе, пусть лама лечит. – Но и лама не помог орочену.

Теперь сиротка у Месяца очень хорошо живет. Пока не настанет миру конец, до тех пор будет жить сиротка на Месяце. Все народы этого на Месяце видят. Виднеется он на Месяце. Помощник он Месяца. И я его вижу.
ТЕКСТ ЧИТАЮТ: ЮЛИАН СТЕПАНОВИЧ ЕГОРОВ И ЯРОСЛАВ СТЕПАНОВИЧ ЕГОРОВ – СТУДЕНТЫ ПО(СО)-14 КАФЕДРЫ «СЕВЕРНОЙ ФИЛОЛОГИИ» И ЯКНСВ РФ СВФУ ИМ. М.К. АММОСОВА - ПОД РУКОВОДСТВОМ СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО(СО)-14 КАФЕДРЫ «СЕВЕРНОЙ ФИЛОЛОГИИ» И ЯКНСВ РФ СВФУ ИМ. М.К. АММОСОВА
НАДЕЖДЫ ПРОКОПЬЕВНЫ НИКОЛАЕВОЙ
Эхо


Вот был один глупый человек. Все ходил. Ходил да чум свой потерял. Всю ночь бродил, искал. Так вот ходил да и стал кричать. Когда кричал, то крик его к горам полетел. Он сразу же туда на свое эхо помчался. Снова давай кричать, опять в стороне послышалось, опять назад побежал. Трое суток пробегал, все-таки нашел свой чум.
ТЕКСТ ЧИТАЕТ ГАЛИНА ИВАНОВНА ВАРЛАМОВА-КЭПТУКЭ
Почему у лошади не такие копыта, как у лося


Когда Сэвэки делал землю, у него было очень много работы, совсем времени не было: землю делая, деревья создавая, всю растительность на земле создавал; потом зверей сделал, потом человека. Создавая зверей, Сэвэки создал лошадь. Лошадь он сделал, как есть лошадь сейчас, только копыта у нее были как у лося. И когда лошадь паслась, то уж
слишком землю копытами разрывала. Разрывала копытами землю, и в ней образовались дыры огромные. Харги же в эти дыры подглядывал за Сэвэки из Нижнего мира, подражая Сэвэки тоже пытался создавать свое. Узнал об этом Сэвэки, позвал лошадь:

– Я, создав тебя, очень хорошие копыта дал тебе, как у лося. Ты же этими копытами землю дырявишь. Впредь у тебя будут другие копыта, болота и трясины будут
впредь гибелью для тебя.

Так и стало, через болота и трясины лошадь пройти не может, увязает. Лось же,
олень не боятся болот и трясин, у них копыта хорошие. Лошадь же увязает, у нее копыта плохие.
Текст читает Галина Ивановна Варламова-Кэптукэ
Бекас


Сэвэки определил чирку двенадцать яиц в кладке. Бекас стал завидовать, у Сэвэки для себя много яиц начал выпрашивать.
- Если не дашь столько же мне, то я на дереве повешусь! - говоря, с высоты вниз падал (угрожая и шантажируя).
- Почему чирку двенадцать яиц дал?
ТЕКСТ ЧИТАЮТ ЮЛИАН СТЕПАНОВИЧ ЕГОРОВ И ЯРОСЛАВ СТЕПАНОВИЧ ЕГОРОВ
Эвенк и зайцы


Эвенк сделал вид, что умер. Набежало тут очень много зайцев. Приволокли они эвенка в его чум и повесили на поперечную жердь в чуме, чтобы он ожил. Эвенк притворяется мертвым (хитрит). Потом говорит жене:

‒ Закрой со всех сторон чум и бей зайцев!

Зайцев очень много. Старуха стала бить их крюком, на который вешают чайник и котел.

Один заяц вверх полез. Старуха ударила его по уху. Он, чтобы остаться в живых, выскочил в дымовое отверстие и убежал.

С тех пор уши зайца стали черные.