ТЕКСТ ЧИТАЕТ Николай Николаевич Курилов
Девочка древних людей
(сказка тундровых юкагиров)


У древних людей одна девочка ела, собирая, ягоды и заблудилась.

Кругом посмотрела. Поняла, что стоит посреди красной от морошки большущей равнины, краёв которой не видно. Не могла вспомнить, откуда
пришла и очень испугалась.

Бредёт так и вот крикнула солнцу:
– Где мой дом?
– Ягод много, поплутай немножко. Я не дам тебе замёрзнуть. Мои уголья ещё в силе, – сказало солнце, посмеиваясь.
– Не будешь терять голову из-за ягод.

Крикнула озеру:
– Где мой дом?
– Ягод много, поплутай немножко. Пока моя вода талая, от жажды не
будешь мучиться. Воды у меня много, – сказало озеро.
– Не будешь слишком жадной до ягод.

Крикнула едоме:
– Где мой дом?
– Ягод много, поплутай пока. Замерзнёшь – согреешься среди моих
расщелин, – сказала едома.
– Не будешь падкой на ягоды.

Крикнула тучам:
– Где мой дом?
– Ягод много, поплутай немножко. Не дадим замёрзнуть, наша дождевая вода еще тёплая.

Крикнула ветру:
– Где мой дом?
– Ягод много, поплутай немножко. Я затаю своё дыхание, не дам тебе
замёрзнуть.

Девочка стояла и плакала, когда, прыгая, приблизился заяц.
– Почему плачешь, племянница? – сказал он.
– Свой дом потеряла, – говорит девочка.
– Бедняжка! – сказал заяц.
– За этим холмом находится.

Потом заяц убежал. Девочка пошла назад, и тут со стороны холма,
волоча хвост, приплёлся песец.
– Почему плачешь, девчонка? – сказал он.
– Свой дом потеряла, – говорит девочка.
– Бедняжка! – сказал песец. – Твой дом перед тобой. Не объедайся пищей, созданной для нас богом!

Девочка идёт, и тут подошёл медведь.
– Внучка моя, почему плачешь? – сказал он.
– Свой дом потеряла, – говорит девочка.
– Бедняжка! – сказал медведь. – Твой дом перед тобой. Не ешь до безрассудства пищу, созданную для нас богом!

Девочка заплакала еще сильнее. Потом сообразила, что, оказывается, лежит среди ягодных кочек. Поняла: дом её перед ней на холме виднеется. Только тогда она догадалась, что уснула, объевшись ягодами. Оказывается, заблудилась во сне. Пошла к себе домой и обо всём рассказала.

С тех пор всем людям говорят:
– Человек, объевшийся ягодами, слабеет умом. От этого становится
плаксивым, как маленький ребенок.
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Сказка об Окуне
(сказка лесных юкагиров)


Однажды озёрный царь созвал всех своих рыб. Потом сказал: «Я собираюсь уйти отсюда, наша родная земля плохой стала, озеро может обмелеть, все можем погибнуть». Решили тогда, что нужен тот, кто пойдет к главному царю и расскажет об этом. Кто пойдет? Кроме Окуня, другой рыбы не нашлось. Его хорошенько научили: «Таким будь, это делай, от плохого прячься, в глубокие места не ходи». Всё сделали, показали, поводили, одежду сшили. Так он собрался.

Поплыл он. Из озера до протоки добрался, из протоки до реки, по реке поплыл, здесь-там причаливая, до моря добрался. До моря когда добрался, стал спрашивать, рассказывать, мол, я тот-то, такой-то, из тех-то мест
прибыл, царя надо мне. «Зачем царь?». К царю его быстро доставили. Когда
доставили, царь его спрашивает: «Откуда пришел? Что расскажешь? Из-за
чего сюда добрался?». «Наша вода испортилась», – всё рассказал. «Ты –
пришедший человек, отдохни». Через два дня, хорошенько отдохнув, Окунь
запел. Так он запел, стоя в красных сапожках:

В нашем озере
Вода убыла,
Нас там много,
Поэтому меня послали.
Если нас больше станет,
Мы все погибнем.
Поэтому, сказали:
«Сходи к нашему царю
И попроси у него,
От морского царя
пусть воды даст».

После того, как он спел, царь сказал: «Хорошо, вода будет, а тебе
одежду дам за то, что ходил, сказал, за всех своих людей хорошо предстал.
Лучше, чем эта твоя одежда, тебе одежду железную сошьют и дадут». Потом
сказал: «Теперь ты и в озере, и в море, и в реке, и в протоке, хоть где, живи,
тебя никто не тронет».
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Зуб-помощник
(сказка лесных юкагиров)


Раньше, во времена древних людей, жил один молодой человек-сирота. Он тут и там ходил, у людей работал. Работать ему тяжело было.

Однажды он так ходил и пришёл к древнему старику. Тому старику рассказал всё о своей жизни. Тот старик ему говорит: «Я тебе помогу». Так сказал и дал ему какой-то свёрток. Потом говорит: «Он поможет. Когда что-нибудь будешь делать, этим дотронься [до работы]».

Тот человек, как сказал старик, перед работой дотронулся тем свертком – работа его лёгкой стала, [он ее] быстро закончил. Когда другую работу взял, опять дотронулся. Быстро закончил работу и не устал. Так сколько ни делал, работа у него хорошей, лёгкой была.

Однажды он раскрыл тот свёрток, развернул, чтобы посмотреть, и увидел старый огромный зуб. Он его обратно завернул и понёс назад к старику: «Спасибо, старик, за помощь. Я ожил. Чем отплачу?». Старик говорит: «Ты хорошо сделал, это хорошо! Ты сказал: спасибо тебе. Этот свёрток обратно принёс. Так работая, ты мог бы жадным стать, если бы обратно не принёс».

Такой сильный зуб у сказочного старика.
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Сказка о луне
(сказка лесных юкагиров)


Человек луной стал.

На одном озере жило много людей. Там жили богатые и бедные люди, сироты. Между их домами человек всё время ходил, еду искал. Некоторые семьи его кормили, у некоторых еды не было, не кормили.

Так ходил, если наестся – радуется, душа его добреет. Тогда далеко уходит, сидит и смотрит.

Ходил он по домам этих семей и пришёл просить еду в дом одной скупой женщины. Тогда та женщина говорит: «Я еще еду не сварила». Тот человек начал ждать, пока еда сварится. Ждал, ждал, так и ушёл, не поев, из дома той женщины.

Потом идёт, смотрит – все люди заснули. Хотел пойти к другим соседям, смотрит – все заснули. Так, не поев, голодным заснул. Так голодный, худой, ходил в другое место еду искать. Потом откуда-то опять приходил, совсем кожа да кости стал. Его снова кормили, человеком делали.

Так его, ходящего, луной сделали. С той поры луной стал и всё время так и ходит, своё озеро обходит, теперь и землю обходит. Как раньше у здешних людей ел, наедался, радовался, потом куда-то уходил и худел, так и ходит, говорят все люди. Рассказывают, раньше такой человек был.

На этом конец.
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Почему рысь зайца съедает
(сказка лесных юкагиров)


Давно, во времена древних людей, жил один старик на Средней земле. Зверям, людям, всем тем, кто к нему обращался, всё делал. Таким ловким мастером был старик. Тем, у кого есть копыта, ногти, когти, чтобы они хорошо ходили, всё делал. Рогатым их рога хорошо, крепко делал. Такой большой мастер был.

Как-то заяц задумался жениться на дочери рыси. Между собой поговорили, договорились, сказали: «Хорошо, пусть женятся». Его [зайца] надоумили: «Какой-нибудь подарок сделай и подари своей невесте». Он, посоветовавшись, к старику пошёл и говорит: «Сделай мне кольцо моей невесте».

Он в лесу жил, тот старик. Заяц ходил к тем рысям; сколько их, как живут, кто они – видел. У неё были отец, мать, старшие братья, младшие братья и сёстры, старшие сёстры, бабушка, дедушка. Им всем подарки сделал и подарил. Женщинам посуду сделал и подарил. Мужчинам копья, топоры, лыжи, щёткари, патронташи сделал, сшил и подарил. Осталось сделать и подарить кольцо своей невесте.

Он [заяц] руку своей невесты не видел, не держал. Измерил он свои пальцы, и начали они со стариком кольцо делать.

Один раз сделав, послали. Второй раз сделав, послали. Те, кто их [кольца] относили, приходили и говорили: «Не подходит!».

Те не подходящие кольца девушка-рысь четвероногим отдавала. Поэтому у оленя, лошади, коровы, белки, лося, лисы, росомахи, медведя словно сделанное пёстрое кольцо прилипло на боках, на лбу, на груди, на ногах, на носу.

Так делали зайчик со стариком с утра до вечера, пока не наступала ночь. Так и заканчивали, ничего не сделав. Сделают кольцо – не подходит.

Однажды старик сказал: «Давай начнем делать ночью. Ночью, может быть, правильно сделаем. Пойдём на берег нашего озера, там начнём делать. Вода рядом будет. Свет луны тоже будет».

Того старика железо для ковки, молотки, меха, чурки, клещи, кочергу – всё принесли на берег того озера. Так начали делать кольца. Если темнело, ночью при свете луны работали. Лунный свет в воде отражается, им очень светло работать. Как будто два света светит – с неба и с воды.

В одну такую ночь весть дошла: девушка-рысь вышла замуж за росомаху. Услышав ту весть, обманутый заячий народ стал шаманить. От их шаманства зайчика со стариком и наковальней на луну унесло. Сразу там прилипли, виднеются.

Сейчас рысь зайца ловит и ест; косточки оставляет, чтобы росомаху кормить.
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Почему у Глухаря и Рябчика брови и глаза красные
(сказка лесных юкагиров)


Глухарь – большая птица, поэтому ему тяжело летать. Поэтому он любит на дереве сидеть, спать. Однажды он так уснул, долго-долго спал. От этого его брови и глаза покраснели. Мимо пролетал Рябчик, увидел и засмеялся: «Глухарь, почему твои брови и глаза красные? Некрасиво». Глухарь рассердился: «И у тебя так тоже будет». С тех пор у Рябчика брови и глаза тоже красные.
ТЕКСТ ЧИТАЕТ ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА ДЕМИНА
Почему белка серая
(сказка лесных юкагиров)


Раньше белка была белой, как снег. Зимой ей хорошо было. Летом же соболь, лиса, рысь и большие птицы всегда находили её и преследовали.
Белую шкурку все видели.

Однажды белка убегала от своих преследователей. Снег пошел, земля побелела. Белка обрадовалась, к снегу прилегла. Так пролежала всю зиму.

Лето наступило, снег растаял, белка все лежит. Солнце спинку пригрело, поэтому она серая. Под брюхом снег остался, потому брюшко белое. С тех
пор у белки спина серая, брюшко белое.
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Миф об огне
(миф лесных юкагиров)


Давным-давно маленькие люди жили. Одну беличью шкурку одевали, так ходили. Другой одежды совсем не было.

Однажды наступили сильные холода. Тогда сказали [люди]: «Холодно, холод пришел, погибнем. Как жить будем в таком холоде?».

Однажды, когда они так сидели, послышался шум ветра. Один человек сказал: «Смотри, смотри, с неба что-то чёрное упало!». Старушка сказала: «Смотрите, смотрите, на землю спустился!». Один человек, палку держа, спустился. Спускался-спускался, на земле оказался. Человек в юкагирской одежде. Тогда [люди] испугались.

Собрались все вместе, сидят. Тогда тот человек сказал им: «Нет, меня не бойтесь. Я вам огонь принес. Сейчас вы не будете мерзнуть, в тепле жить будете». Тогда обрадовались [люди]: «Где же твой огонь, где?».

Тогда тот человек из-под подмышки вытащил палку. Одна старушка говорит: «Как мы с этой палки огонь добудем?». Отвечает им: «Палку черным концом на землю положите. Потом щепки соберите, сверху положите, и огонь появится». Тогда так туда-сюда забегали, ольховую стружку принесли, положили. Смотрят – огонь! Горит огонь, дым прямо вверх идет. Обрадовались [люди], от радости туда-сюда забегали, а потом посмотрели – где же тот человек? Нигде его нет. Уже улетел. На небо к богу улетел. Небесный человек.

Потом и те маленькие люди исчезли. Большие-большие люди [вместо них] появились.

Такая вот быль.
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Легенда о шестиногом лосе
(легенда лесных юкагиров)


Во времена древних людей юкагиры на лося охотились. Его добыть нелегко. Иногда охотники весь день преследовали лося вдоль реки. Если лось
убегал, то люди оставались голодными. Если добывали, все радовались.

Мясо его ели, из шкуры шили одежду, обувь, штаны, мешки, камусом подшивали лыжи, из костей делали всякую всячину.

Однажды охотники увидели странные лосиные следы. Тот лось всех других лосей распугивал. Зачем он так делал, никто не знал. Охотники преследовали, но не догнали его. После этого [люди] лосей перестали добывать, стали голодать.

Позвали люди большого шамана: «Помоги нам, нашу дорогу посмотри,
почему мы ничего не добываем». Утром шаман сказал молодому охотнику:
«Возьми лук и стрелы, иди по реке до второй развилки, там лоси будут
стоять. Мы следом за тобой пойдём».

Охотник пошёл туда. Видит – множество лосиных следов. Трех лосей
добыл, еще два лося дальше ушли. Их преследуя, одного добыл. Когда
второго лося настиг, видит – у него на груди будто суставы. На нём кто-то
сидит. Выстрелил охотник в того лося. Лось упал, и маленький человек,
сидевший на нём, свою переметную суму схватив, быстро вперед побежал и
за поворотом реки скрылся. Охотник погнался за тем человеком – нигде
следов его нет. Испугавшись, [охотник] вернулся. К тому лосю подошел,
видит – у того четыре передних ноги. Двумя ногами бегал, другие две ноги к
груди прижимал. Охотник разделал его, ничего не взял, назад пошел. Дома
рассказал всё, что видел.
Текст читает Любовь Николаевна Демина
Как птицы тёплые края искали
(сказка лесных юкагиров)


Раньше здесь было тепло. Потом похолодало.

Птицы все собрались, вокруг костра сели.

– Что делать будем?

– Как холодно!

– Ой, как холодно!

Подумали и решили тёплые края искать.

– Поищем тёплые земли? Кто пойдёт?

Сначала послали Сову.

– Сова, лети, ищи теплые земли!

Сова полетела, сухое дерево нашла, там села. Мышь проходит, её съедает «сьоп!», опять сидит. Так прошло несколько дней. Сова к птицам пришла и говорит:

– Я хорошую землю нашла. Туда все пойдём.

Повела их:

– Вот найденная мною земля.

На дерево села, начала мышей поджидать, кушать начала. Птицы говорят:

– Такое место не для нас. Мы мышей не едим.

Потом послали глухаря.

– Глухарь, лети, поищи тёплые земли!

Глухарь низкое дерево нашел, сел. Почки ломает, кушает, ломает, спит, ломает, опять спит. Наевшись, в снег зарылся и уснул. Так прошло несколько дней.

Потом пришел и говорит:

– Хорошую землю нашел. Пошли.

Пришли. Глухарь древесины наелся и спит. Птицы говорят:

– Мы такое не кушаем.

Потом послали утку мородушку.

– Утка мородушка, лети, поищи тёплые земли!

Парень Мородушка полетел, три года его не было. Нашёл теплые земли. От пота на его голове остались красный и синий цвета. Его женили на дочери гуся. Поэтому жена Мородушки на гуся похожа.

Птицы Сова и Глухарь здесь [на севере жить] остались.