DIAMOND   GOLD   METALS

Деятельность ОАО «Алмазы Анабара» напрямую связана с промышленным воздействием на нежную природу Севера, поэтому руководство компании уделяет большое внимание охране окружающей среды. Развитие природоохранной службы «Алмазов Анабара» берет свое начало с истоков становления предприятия - в 2005 году в целях обеспечения комплексного подхода и координации деятельности недропользователей компании в области природоохранных вопросов был сформирован отдел охраны окружающей среды и земельных отношений.

Экологическая политика ОАО «Алмазы Анабара» построена на новом, высоком научно-техническом уровне, с учетом всех запросов жителей анабарской тундры, которые заботятся о целостности северной природы, ведь она особенно ранима. К примеру, на восстановление ягеля требуются десятки, а порой и сотни лет, поэтому для сохранения легкоранимого почвенно-растительного слоя тундры предприятие использует технику на шинах низкого давления, суда на воздушной подушке. Кроме того, промывка алмазосодержащих песков производится прямо на месте вскрыши, что позволяет не перемещать «материнскую» породу, а оставлять ее на месте выемки, вследствие чего минимизируется негативное влияние на окружающую среду.
Но, безусловно, одной из главных проблем всегда являются отходы и их утилизация. Одна из главных заслуг Отдела охраны окружающей среды и землепользования ОАО «Алмазы Анабара» – это разработка оптимального способа утилизации отработанных масел. Сейчас на прииске «Маят» и участке «Моргогор» возведены котельные, где вместо дорогостоящего топлива используются отработанные масла – продукт эксплуатации тяжелой техники. Это ноу-хау экологически безопасно, экономично и эффективно.
Для других видов отходов также предусмотрены свои виды утилизации. К примеру, для отработанных фильтров и промасленной ветоши были приобретены установки «Форсаж-1», которые обеспечивают достижение высокой температуры горения (около 1000 °С) в камере дожига установки, в результате чего сводится к минимуму содержание загрязняющих веществ в отходящих газах из установки. Кроме того, в 2009 году был построен полигон для размещения отходов производства и потребления. На сегодняшний день – это единственный полигон в республике находящийся в арктической зоне и отвечающий всем природоохранным требованиям и действующему законодательству.
С 2013 года компания начала вывозить из прииска на переработку лом черного металла на сухогрузах, которые привозят на участок продукты и оборудование. Металлолом вывозят в Якутск, после чего увозят в Нерюнгри. В 2014 году планируется увезти до 800 тонн лома.
Помимо этого, в 2013 году на участке «Моргогор» установили первую станцию биологической очистки сточных вод. По причине роста количества работников такая станция стала необходимостью, потому как биологическая очистка решает практически все проблемы, связанные с фильтрацией большого количества сточных вод, которые не под силу механической или химической очистке.
Одно из достижений экологов «Алмазов Анабара» – введение в работу биологической рекультивация земель. Зачем ждать пока поврежденная почва начнет зарастать сама? Совместно с институтом прикладной экологии Севера АН Республики Саха (Якутия) была разработана технология высевания трав на нарушенные земли. Сейчас, после нескольких лет экспериментов можно увидеть результаты – сортами многолетних трав полностью засеяны бассейн реки Олома, сам Маят и Моргогор.
С этим проектом экологи компании вышли на биологическое бюро и теперь во всех документах, связанных с добычными работами, говорится о том, что биологическая рекультивация земель должна проводиться.
Ну а если экологи компании научились восстанавливать почву, то почему бы не дать вторую жизнь водоемам, что образуются после добычных работ? Совместно с Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН сейчас ведется работа по созданию аквакультуры. То есть, созданные после промывочных работ водоемы будут очищать, а потом создавать кормовую базу для рыб, чтобы «отстойник» превратился в полноценное озеро. По этой теме экологи отработали уже два года, первые результаты можно будет увидеть уже в 2015 году.
Вообще, при проведении горно-добычных и геологоразведочных работ, компанией предусматривается проведение различных мероприятий для предотвращения загрязнения водных ресурсов: строительство руслоотводного канала, рациональное использование воды, проведение регулярного контроля за степенью очистки сточных вод, проведение мероприятий по предотвращению загрязнения водоемов нефтепродуктами, проведение обследования гидротехнических сооружений, которые проводятся в полевой документации маркшейдерской и экологической службой.
Специально для оперативного получения результатов анализа качества природных вод, создана лаборатория для проведения химико-аналитических измерений. Данная лаборатория прошла аккредитацию в системе аккредитации аналитических лабораторий, что дает сократить время на проведение лабораторных работ, увеличить количество проб и качество контролируемых объектов.
Помимо всей проводимой деятельности по охране природы, ОАО «Алмазы Анабара» заинтересованы в том, чтобы подрастающее поколение также заботилось об окружающей среде. Поэтому, летом 2013 года, совместив усилия с экологическим клубом «Розовая чайка», алмазодобывающая компания открыла детский профориентационный экологический лагерь в сорока километрах от поселка Саскылах.
Необходимо сказать, что школьный период является значимым периодом становления человека – гражданина, хозяина своей Земли, где закладываются основы экологической культуры, формируется научно-обоснованное отношение к природной среде. И где, как не на Анабарской земле есть возможность реализовать профориентационную работу, поскольку рядом расположено горнодобывающее производство – прииск «Маят».
Получая теоретические знания, школьники будут практически закреплять их на объектах ОАО «Алмазы Анабара», встречаясь с ведущими специалистами компании – геологами, горняками, маркшейдерами, обогатителями. Кроме того дети смогут «посещать» лекции сотрудников научно-исследовательских институтов, которые ежегодно работают на добычных полигонах предприятия.
Отдых и учеба в лагере предоставляет всем школьникам уникальную возможность, не выезжая за пределы улуса, получить знания и навыки, и это поможет им в дальнейшем в выборе профессии, а также воспитает в каждом из них бережное отношение к окружающей природной среде.




Доклад М.Н. Евсеева на Республиканской научно-практической конферен-ции «Принцип Экологического императива при промышленном освоении Арктической зоны РС (Я)», посвященной памяти Н.Е. Андросова, прошедшей 15-16 мая 2007 г. в г. Якутске



Тема: Эколого-правовая ситуация на территории Республики Саха



Вопросы усиления охраны природы и улучшения использования природных ресурсов остаются первостепенными для РФ в целом, и для территории Республики Саха (Якутия) в частности. Это обусловлено как масштабным промышленным освоением территории, так и насущными потребностями в борьбе за сохранение качества жизни.
Развитию добывающей промышленности в РС (Я) отводится важное место в планах промышленного развития РФ. Занимая 50 % территории ДВФО, удельный вес Республики по промышленному производству составляет 28,3 %, при этом на долю горнодобывающей отрасли приходится более 75 % от общего производства.
Надо отметить, что большая часть территории Якутии относится к субарктической и арктической зонам, с особым природно-ресурсным потенциалом, главной особенностью которого является многокомпонентность образующих его природных ресурсов. Растительный и животный мир северных экосистем имеет большую эстетическую и хозяйственную ценность. Но при этом природа Севера крайне чувствительна к любому вмешательству, поэтому промышленное освоение территории в нашем регионе нуждается в особой заботе и пристальном внимании.
На территории Якутии насчитывается около 1900 видов растений, среди них более 300 видов можно отнести к лекарственным, в Красную книгу РФ занесено 31 вид растений, в Красную книгу РС (Я) – 367 видов.
По лесорастительному районированию территория Якутии относится к зонам тайги и тундры. Основной лесообразующей породой является лиственница.
На 1 января 2006 г. площадь земель лесного фонда составила порядка 80 % от всей площади республики. Значительную площадь земель лесного фонда занимают леса – 64 %. В Республике Саха (Якутия) насчитывается более 745 природопользователей, осуществляющих деятельность, связанную с ведением лесного хозяйства, лесопользованием, землепользованием на землях государственного лесного фонда.
Растительный покров тундровой зоны сильно обеднен по сравнению с тайгой, как в видовом отношении, так и в отношении продуктивности. Арктическая и субарктическая растительность очень чувствительны к антропогенным воздействиям и стихийным явлениям и нуждается в особых мерах охраны и щадящей эксплуатации.
Охрана растительного покрова и отдельных видов осуществляется на территории заповедников, природных парков, ресурсных резерватов и зон покоя. На территории Якутии насчитывается 2 заповедника федерального уровня, 128 особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в том числе 2 заповедника, 5 природных парков, 78 ресурсных резерватов, а также зоны покоя. Кроме того, 133 особо охраняемых природных территории имеют муниципальное значение. В целом площадь особо охраняемых природных территорий составляет 28,5 % территории РС (Я). Активно развивается система питомников.
Ихтиофауна морей, рек и озер Якутии насчитывает около 90 видов, из них 50 видов морских и 40 – пресноводных. Основными объектами промысла являются 20 видов рыб. Наиболее важное рыбопромысловое значение имеют нижние течения рек. Валовый вылов рыбы в 2005 году составил 3800,0 т, основная промысловая нагрузка легла на реки.
В Якутии установлено обитание около 300 видов птиц. В Красную книгу Международного Союза Охраны Природы занесено 20 видов, РФ – 19, Якутии – 68.
На территории Якутии отмечено 62 вида млекопитающих. Среди них основу пушного промысла в большинстве районов составляют такие виды, как соболь, ондатра, белка. В арктической зоне – песец. Среди копытных важными объектами охоты являются лось и дикий северный олень. При этом надо отметить, что за последние 15 лет произошло снижение численности лося почти в 2 раза, особенно на территориях с высокой степенью антропогенной освоенности. На сегодняшний день численность дикого северного оленя также активно сокращается, особенно на северо-востоке Якутии, что в сочетании с сокращением поголовья домашнего оленя вызывает тревогу.
Наряду с негативными тенденциями, предпринимается ряд мер по охране и обогащению фауны Якутии, осуществляются мероприятия по завозу, акклиматизации таких видов, как бобр, овцебыки, бизоны. Мы считаем делом чести поддержку таких мероприятий.
Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться одним из важнейших регионов Российской Федерации по запасам основных видов минерального сырья: алмазов, золота, олова, сурьмы, нефти и природного газа. По мине-рально-сырьевому потенциалу территория арктической зоны условно входит в Северо- Западный и Северо-Восточный экономические районы Якутии, объединяя 14 северных улусов.
Практически на всей площади проведено государственное среднемасштабное геологическое картирование масштабов 1: 200 000, до 15% территории покрыто геологической съемкой масштаба 1: 50 000, более детальные геологоразведочные работы ведутся в пределах перспективных или существующих горно-промышленных районах. Часть месторождений на сегодня активно вовлечены в развитие производительных сил Якутии, часть может быть востребована в ближайшие годы. Основными видами полезных ископаемых, формирующих минерально-сырьевой потенциал Арктической зоны Якутии являются:
1.Алмазы. Основные алмазоносные районы расположены в Якутской алма-зоносной провинции, в пределах которой известны более 800 кимберлитовых трубок, из них 150 алмазоносных. Наиболее крупными являются кимберлитовые трубки Удачная, Юбилейная, Айхал, Нюрбинская, Мир, Интернациональная, Ботуобинская, россыпи Анабарского и Приленского алмазоносных районов Горнодобывающими предприятиями республики добывается более 90 % алмазов России.
2. Золото. Минерально- сырьевая база золота является одной из наиболее крупных и освоенных в России и представлена более 700 россыпными (40% общих запасов) и 55 коренными (60%) месторождениями. В пределах арктической зоны месторождения золота представлены золото-сурьмяные - Сарылах, Сентачан, Кючус, жильные тела с золото-кварцевым оруденением – Бадран.
3. Серебро. Республика обладает значительным ресурсным потенциалом серебра, заключенным в золоторудных, серебро-полиметаллических, оловорудных, золото-сурьмяных и собственно серебряном (Купольное) месторождениях. Весомый прирост сырьевой базы связан с открытием крупной Верхоянской сереброносной провинцией с многочисленными перспективными месторождениями (Мангазейское, Прогноз, Верхне-Менкеченское ) и рудопроявлениями. Добыча серебра ведется попутно с рудным золотом.
4. Олово. Основные запасы россыпного (72%) и рудного (28%) олова сосредото-чены в Северо-Янском ( месторождения Депутатское, Чурпунья, Одинокое, Тирехтях,Дьяхтардахское) и Южно-Янском (месторождения Алыс-Хая,Бургочан, Илинтас) оловоносных районах. Прогнозные ресурсы олова Якутии составляют около 30% общероссийских.
5. Свинец и цинк. Якутия располагает большим ресурсным потенциалом свинца и цинка, который на сегодня востребован в незначительных объемах. Наиболее крупные месторождения представлены минерализованными зонами дробления и жильными зонами сфалерит-галенитовых руд, часто с промышленными содержаниями серебра (Прогноз, Верхне-Менкеченское, Мангазейка, Кутинское, Зарница).
6. Сурьма. Самая крупная сырьвая база по сурьме представлено золото-сурьмянным (Сарылах, Сентачан), золоторудными с сурьмой (Малтан, Ким) месторождениями, которые содержат около 95 % общероссийский запасов.
7. Р едкоземельные элементы и редкие металлы широко распространены в комплексных оловорудных и полиметаллических месторождениях. Наиболее существенные редких земель (итрия, скандия и других), редких металлов (ниобия, тантала) установлены в месторождениях Арбарастах, Поворотный, Горное озеро, Томтор.
8. Уголь.
На территории располагаются четыре угленосных бассейна:
Тунгусский, Южноякутский, Ленский и Зырянский с многочисленными ме-сторождениями каменных и бурых углей. Наиболее освоенным является южноякутский бассейн, в пределах которого эксплуатируется Нерюнгринское месторождение коксующих углей, Денисовское и Чульманское – каменных уг-лей.
За последние годы основные нарушения земель на территории Якутии в целом происходят при разработке месторождений полезных ископаемых и проведении геологоразведочных работ предприятий добывающей про-мышленности. По данным на 1 января 2006 г. Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС (Я) площадь нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) составила 32,5 тыс.га земель.
К 2005 году наиболее значительные площади нарушенных земель в рай-онах горнодобывающей промышленности приходятся на южные и северо-западные районы Якутии, наибольшее количество нарушенных земель прихо-дится на территории, где преобладают предприятия алмазо- и золотодобычи.
Особо надо отметить возможные негативные последствия отторжения зе-мель в арктической и субарктической зонах. На территории всех северных улусов Якутии традиционной отраслью хозяйствования является оленеводст-во. И при активном промышленном освоении основное воздействие происходит именно на территориях оленьих пастбищ, которые занимают обширную площадь в Арктической зоне - 26% от общей площади республи-ки.
В этих условиях сокращение поголовья оленя и площади оленьих пастбищ еще более ухудшит социально-экономические условия жизни коренного населения Крайнего Севера.
По данным Министерства охраны природы РС (Я) и Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) на 2005 г. официально на территории Якутии работают порядка 4650 природопользователей.
Из них на территории арктических и субарктических районов горнодобывающих предприятий порядка 54% . Достаточно большой процент определился за счет мелких артелей, работающих преимущественно в Оймяконском улусе.
В целом среди природопользователей разработкой месторождений занимается 138 компаний, среди которых 8 % компании – представители других субъектов Федерации.
При этом необходимо отметить, что природопользователи, зарегистрированные в других субъектах Федерации, выполняют, как правило, разработку мегапроектов, строительство и эксплуатация которых приведет (и уже приводит!) к изменению экосистемы на значительных площадях территории Якутии. Например, ОАО «Транснефть» прокладка нефтепровода «Тихий океан – Восточная Сибирь», ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта» - строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск и т.д.
В целом по данным Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) за последний год выявлено 5542 нарушения норм, правил и законодательства об охране окружающей среды. В том числе 1524 объекта осуществляли хозяйственную (и иную) деятельность без разрешительных (правоустанавливающих) документов и 1550 – с нарушениями лицензионных условий и требований.
Неплатежи при пользовании недрами в 2005 г. составили порядка -93,016 млн.руб.
Самые распространенные нарушения законодательства об охране окру-жающей среды при реализации в том числе и мегапроектов
– это проведение экологической экспертизы проектов и ТЭО обоснований без должного учета специфики местных природно-климатических факторов.
– эксплуатационные работы без утвержденной проектной документа-ции.



Например, Федеральное государственное предприятие (ФГУП) «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта» выполняет проектирование и строительство железнодорожного участка Томмот-Якутск. Проверкой установлено, что замечания Ленского Бассейнового Управления ФАВР от 16.12.04г. №4-18-2005 по проекту «Корректировка ТЭО строительства железной линии Беркакит-Томмот-Якутск в РС (Я)» остаются невыполненными. На строительство мостов через реки в частности р. Модут и Мундуручу не оформлены лицензии на водопользование, работы по строительству железной дороги ведутся в непосредственной близости от р.Модут (водоохранная зона), без согласования Ленского БВУ ФАВР, в нарушение Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос. В целом «Проект строительства железной линии Беркакит-Томмот-Якутск» не прошел экологическую экспертизу в Управлении Росприроднадзора по РС (Я), при этом строительные работы уже ведутся.
Еще одним ярким примером ущемления интересов Республики при реализации мегапроектов является разработка проектной документации и строительство магистрального трубопровода ВС-ТО. Нарушения законодательства были зафиксированы на всех проектных стадиях работы. Грубо нарушены права граждан на информацию о намечаемой деятельности, основные принципы, заложенные в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» № 342 от 16.05.2000 г. Проигнорировано мнение общественности и местных специалистов.
В связи с этим надо отметить, что серьезные нарекания у специалистов разного уровня, а также у общественности вызывают последние поправки к Закону об экологической экспертизе. В результате чего стало возможной реализация подобных проектов без согласования с региональными органами исполнительной власти в природоохранной сфере.
В последние годы на территории РФ уже было немало примеров по-добных нарушений, в ряде случаев приводившие к катастрофическим последствиям. Достаточно вспомнить печальный опыт проекта «Сахалин-2», который еще раз подчеркнул степень негативного воздействия нефтяных объектов на окружающую природную среду и традиционный образ жизни ко-ренных жителей. В этом случае возмущенные представители малочисленных народностей добились от нефтяников создания фонда для возмещения, при-чиняемого им ущерба.
В целях обеспечения рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды платежи, связанные с предоставлением недр в пользование, лицензированием и налогообложением за водопользование, сбросы и т.д. идут на мероприятия, представленные слайде, среди которых основной процент приходится на мероприятия охраны и рационального использования водных ресурсов.
По данным Управления федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) в 2004 году на территории Республики в федеральный бюджет и республиканский бюджет поступили следующие налоги и платежи за пользование недрами. Как видно из представленных диаграмм основная часть налогов за пользование и добычу полезных ископаемых уходит в республи-канский бюджет.
При этом наиболее значимые вложения в бюджете Якутии в природо-охранные мероприятия по данным на 2005 г. проведены: АК «АЛРОСА», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО ЛОРП, ОАО Якутуголь, ОАО Сургутнефтегаз, ГУП ЖКХ, ОАО «Нижне-Ленское». Причем необходимо отметить, что основное вложение составляют якутские предприятия. Хочу подчеркнуть, что единственной компанией – представителем другого субъекта Федерации, регулярно поддерживающим проведение мероприятий охраны окружающей среды является ОАО Сургутнефтегаз (15%).
Таким образом, на сегодняшний момент наиболее важной задачей стано-вится обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение или посильное восстановление природного комплекса. Анализ законодательной базы, как федеральной, так и республиканской и оценка фактического положения дел в природоохранной сфере выявила на наш взгляд ряд ключевых моментов.
Во-первых. До настоящего времени не обеспечено приведение действую-щего законодательства Республики Саха (Якутия) в области природопользования в соответствие с требованиями федерального законодательства. Сохраняются противоречия между законодательством Республики Саха (Якутия) и действующими нормативными правовыми актами федерального уровня в природоохранной сфере.
Во-вторых. Законодательством Республики Саха (Якутия) не предусмат-ривается разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации.
В третьих. Министерством природных ресурсов Российской Федерации до настоящего времени не разработана и не утверждена единая методика рас-чета сумм разовых платежей за предоставление лицензий на природопользо-вание; применяемые методики дают в аналогичных случаях различные оценки размера разовых платежей, в том числе и компенсационные платы за водо-пользование, отвод земель, изъятие из оборота растительных ресурсов. Нет прозрачности в использовании компенсационных платежей, поступающих в республиканский бюджет, какая доля вложений расходуется на природо-охранные мероприятия и мероприятия минимизации негативных последствий от промышленного освоения территории Республики.
На сегодняшний день сложилась ситуация, в которой предприятия РС (Я) не участвуют в разработке крупных проектов по развитию производительных сил Республики. В связи с со всем выше изложенным на наш взгляд необходимо
1. Разработать законодательную базу, обеспечивающую создание более эффективных механизмов взаимодействия между государственными органами власти и органами местного самоуправления, контроль и оптимальное распределение обязанностей по воспроизводству и охране природных ресур-сов.
2. Ужесточить контроль за выполнением условий лицензионных соглашений в части соблюдения природоохранного законодательства и обязательного присутствия блока социально-экономических вопросов, в том числе пунктов, касающихся квоты трудоустройства и обеспечения занятости коренного населения.
3. Разработать механизмы, обеспечивающие целевые поступления компенсационных выплат в региональные бюджеты, которые будут направлены на решение экологических вопросов региона реализации проекта.
4. Подчеркнуть недопустимость проведения экологической экспертизы на федеральном уровне без участия региональных специалистов и об-щественности.
И последнее, законодательно предусмотреть обязательное долевое участие Республики при реализации проектов на ее территории и в частности в арктической ее зоне.
Якутия только-только начала приоткрывать свои богатства и перспек-тивы ее развития связаны, прежде всего, с Арктикой и Субарктикой. Опыт освоения Южной Якутии показывает, насколько губительны последствия грубого техногенного вмешательства в природу Севера. Необходимо помнить, что природа Арктики гораздо более уязвима, и необратимые нарушения будут развиваться еще стремительнее.