DIAMOND   GOLD   METALS

Иван Кучер

директор шахты «Солур-Восточная» ОАО «Алмазы Анабара»

Разрешение на разработку участка «Моргогор» компания получила в 2004 году. Уже в конце апреля сюда доставили бригаду проходчиков с оборудованием для доразведки в том месте, где планировалось проведение горных работ. Для сообщения с прииском «Маят» была проложена дорога-автозимник через участок «Биллях», что на ручье Балаганах. Проходчики расположились на левом берегу живописного плёса Моргогора, на котором велась разведка. С этого места и первых двух балков, двух «кедров», и начинался Моргогор.

За лето геологи обработали пробы, наметили план разведочных работ на осень. Инструмент, заявленный Моргогорской геологоразведочной партией, ещё не поступил, и мы занялись приготовлением проходческих воротков, бадей, бурового инструмента, саней для накатки зимника.

Как-то вечером, внимательно изучив карту, мы пришли к выводу, что дорогу на Моргогор следует пробивать через реки Кула, Биллях, а также ручей Каменистый. Такое предложение давало существенное преимущество. Прииск начал работы на участке «Средняя Кула» и уже проложил круглогодичную дорогу. Кроме того, планировалось продолжение её строительства до верховий Кулы. В этом случае автозимник Маят — Моргогор укорачивался двое.

Маркшейдер В.В. Цой подвёл итог нашего обсуждения — нанёс предложенный маршрут на карту. В конце октября мы на вездеходе «Мамонтёнок» (водитель Б.М. Бабенко), тракторе ДТ-75 с санями (тракторист Н.И. Чемокин) отправились на Моргогор. Позже, когда подмёрзла тундра, по нашему следу водитель дорожника М.В. Рукавишников накатал хорошую дорогу — автозимник, по нему в дальнейшем были завезены стройматериалы и оборудование.

В октябре начались первые работы на Моргогоре. Бригада проходчиков в составе А.К. Анциферова, А.И. Кулагина, Т.Б. Газизова, А.А. Солдатова, взрывника И.В. Ольховского, геолога И.В. Розанова начала зарезку проходческих шурфов. Транспорта на первые линии, которые были ближе всего к посёлку, у нас не имелось, и мы проходили их пешком.

Технология работ была такая: Анциферов и Кулагин с помощью кувалды и пробойника «бурили» шпуры в точках, указанных геологом Розановым, а взрывник Ольховский заряжал шпуры. Следом шёл я и взрывал, а за нами на безопасном расстоянии двигались проходчики, делая зачистку шурфов.

Позже нам выделили машину «Егерь» с водителем М.Б. Бабенко, и за месяц была произведена зарезка всех линий от устья до верховья. Общий объём выполненных работ за месяц составил 258 погонных метров.

По контурам, выставленным маркшейдером Цоем, уже работала бригада лесорубов в составе И.А. Михайлова, Ю.В. Белолюбского, Н.Д. Скрябина, машиниста бульдозера Т-170 В. Кугияш. Валили лес на просёлке горного отвода и транспортировали его для дальнейшей переработки. 

Жизнедеятельность посёлка поддерживали машинисты дизельной электростанции В.А. Добранов, Д.К. Рыбников, рабочий А.Д. Костриков, а кормил нас повар В.К. Гуляев. Чуть позже взамен поломанного трактора Т-170 нам выделили более надёжный Т-15 с машинистами С.Г. Сапуновым и В.М. Зайко.

Когда, наконец, получили электросвёрла, трансформаторы к дизельной электростанции ДЭС-60, началась проходка шурфов в районе посёлка для детальной разведки района эксплуатационного полигона. Позже к нам прибыла ещё одна бригада проходчиков с Маятской геологоразведочной партии, и пошла проходка шурфов на линиях от ручья Каменистый до его истоков, а бригада Моргогорской геологоразведочной партии одновременно работала от устья.

Уже в феврале 2005 года началось строительство гидротехнических сооружений, вскрышные работы, и тогда сам посёлок перевезли на ручей Открытый — место, определённое проектом. 

К этому времени мы разбогатели — на Оломе плотники построили шесть балков, доставив дорожником на Моргогор. В каждом таком «улье» жили по шесть человек. Непосредственно на Маяте из досок и профильных листов В.П. Кузугашев собрал двухэтажное сооружение, а затем на санях притащил на Моргогор. 

На первом этаже — столярка, на втором поселились шесть человек. Деревопроизводство здорово выручало. В небольшом помещении были изготовлены все атрибуты новых домов: окна, двери, столы, вешалки, скамейки, кровати, табуретки.

Для площадки под посёлок требовалось большое количество отсыпки, а у нас её — кот наплакал. Тогда приняли решение строить дома на сваях, для них в изобилии был местный лес, но не имелось буровой установки, которая могла бы пробурить скважины диаметром 300 миллиметров. Нашли выход — сделали сваи из труб. 

Дней за десять соорудили первый дом, а дальше всё пошло, как по накатанным рельсам. Параллельно с возведением посёлка строили склад взрывчатых материалов. Его территория, естественно, находилась на удалении, здесь не было электрической энергии. Караульную комнату, помещение подготовки взрывчатого вещества, склад средств инициирования построили в посёлке, а затем готовыми перевезли на склад, краном установив на сваи.

В конце весны — начале лета за три месяца возвели сезонную обогатительную фабрику № 3, добыли и вывезли на рудный двор пески, а к концу августа уже их промыли.

К десятилетнему юбилею компании, то есть к 2008 году, Моргогор представлял собой обустроенный участок алмазодобычи с развитой инфраструктурой. Здесь имелись различные объекты жизнедеятельности: столовая, баня, культурный центр, жилые дома, склады, ледник, котельная, контора. 

Мы установили постоянную спутниковую связь с внешним миром, радиосвязь между службами, а также с Маятом, телевещание. На промзоне была построена нефтебаза, СОФ-3 с рудничным двором, малогабаритная обогатительная установка, дизельная электростанция, оборудованная утилизаторами, за счёт которых отапливался бокс по обслуживанию техники.  

Кроме того, возвели комплекс гидротехнических сооружений, приём всё было выполнено в кратчайшие сроки.

В чем причина такого стремительного успеха? В отличие от прииска «Маят», здесь мы начали строительство не на пустом месте, у нас был крепкий тыл, генеральный проект и полное материально-техническое обеспечение. Конечно, что-то получили позже сроков, что-то построили с небольшими отступлениями от норм, но ведь построили…

Наш успех — это заслуга всего коллектива «Алмазов Анабара». И самое время вспомнить непосредственных исполнителей этого проекта, тех, кто здесь, на месте, своими руками воплотил в жизнь задуманное.

Благодарен судьбе, что она свела меня с такими замечательными людьми, как А.Н. Солдатов, В.В. Цой, Н.В. Ищенко, П.Е. Яшкуич, В.В. Кордон, В.В. Фёдоров, М.А. Спиридонов, И.В. Розанов, А.И. Бойцов, В.В. Федосеев, П.Ю. Лиханов, Д.Д. Уйгуров, И.Ю. Николаев, В.Г. Горохов, С.А. Дыбин, В.П. Серебряков, А.А. Мелехин, Л.Н. Мезенцев, В.Р. Мустафаев, Н.А. Филиппов, И.В. Ольховский, Н.И. Бугера, Н.Г. Петухов, А.Э. Камылин, С.П. Смирнов, Н.Н. Царёв, В.Ю. Корчагин, Д.Г. Байрактар, М.В. Рукавишников, А.К. Анциферов, И.В. Заболоцкий, А.В. Сновила, И.А. Михайлов, А.М. Емельянов, В.А. Добранов, С.С. Грибов, Г.И. Егоров, И.С. Гринченко, А.С. Доланов, В.Н. Дыбин, А.М. Зданович, В.Н. Авдиевский, В.С. Карпович, П.С. Пеленев, Н.А. Кучерявый, А.В. Гаевский, В.В. Дементьев, С.Н. Григорьев, И.П. Самсанюк.

Многих из них я уже упоминал, и справедливо было бы сделать приписку: «Смотри книгу нарядов за три года». Это они были пионерами, кто начинал с первого колышка. Спасибо вам, мои друзья!